Фризская
Относятся к числу наименее известных, но в то же время самых величественных пород! В мире очень мало лошадей, которые могут сравниться с превосходными фризами, черной как смоль вороной масти, сочетающими царскую осанку с восхитительным высоким аллюром и неповторимым темпераментом. Не смотря на то, что происхождение породы уходит корнями в доисторическую эпоху, на протяжении многих столетий им удалось сохранить непревзойденную чистоту крови и исконные наследственные черты.

Эта порода первоначально возникла на северной окраине Нидерландов в исторической провинции под название Фризия на побережье Северного моря, колонизованной первыми поселенцами около 500 г. до н. э. Лошади в этой части Европы существовали за много тысячелетий до людей, и в процессе эволюции постепенно распределились по нескольким отдельным линиям. Во время раскопок на территории Фрисландии были обнаружены останки целого ряда видов доисторических лошадей различного размера, вероятнее всего принадлежавших лошади Прожевальского, крупной и коренастой лесной лошади (Equus caballus silvaticus), тарпану и крупной лошади европейских лесов (Equus robustus). Невозможно сказать, на сколько часто эти лошади скрещивались друг с другом, производя новые гибриды. исключительно на основании типа и строения корпуса фризской лошади, по общераспространенному мнению, считаются потомками Equus robustus, крупных животных с широкой, крепкой костью.
В древности фризы, как и большинство других пород в то время, использовались практически во всех сферах: как сельскохозяйственные и вьючные животные, в качестве средства передвижения и верных боевых коней. Согласно сохранившимся упоминаниям, примерно в 122 г. н.э. они вместе с работниками, нанятыми для возведения Адрианова вала, вывозились в Северную Англию, где оказали значительное влияние на развитие местных пород пони, включая дэйл-пони и фелл-пони. Помимо этого, благодаря непревзойденной быстроте и благородной горделивой осанке они были излюбленными боевыми конями фризских наемников, в IV веке носившими из города Карлайл в графстве Камбрия на север Англии. Присутствие этих лошадей на британских островах на таком древнем этапе привело к тому, что они оказали наиболее существенное влияние на развитие целого ряда местных пород, включая не сохранившихся до наших дней древнеанглийскую вороную и линкольнширского гиганта, впоследствии сыгравших ключевую роль в создании легендарных местных тяжеловозов — шайров. После этого фризы так же побывали на островах в XVI веке вместе с голландскими инженерами, прибывшими в восточную Англию со своими любимыми конями для осушения болот с применением уникальных для того времени методов мелиорации земли.

В Средние века фризы также зарекомендовали себя в качестве превосходных рыцарских коней, благодаря чему широко использовались в военных походах, где их пути не редко пересекались с лошадьми восточных кровей, особенно арабских. Помимо этого, фризы использовались в восьмилетней войне Нидерландов за независимость в Испании (1568-1648), во время которой повстречались с иберийскими породами лошадей, включая андалузские. Скрещивание с этими породами способствовало значительному улучшению качества фризов и развитию у них характерного высокого аллюра и гордой аристократичной осанки. За исключением этого влияния, фризская порода сохранилась практически в нетронутом виде. В целом так сложилось, что чаще всего эти лошади не становились объектов влияния, а сами оказывали его в довольно значительно степени, что распространилось на целый ряд пород.

К XVII веку, благодаря своим исключительным достоинствам, фризские лошади попали во французские и испанские школы верховой езды, где на столько отличились в классической выездке, что поставили свою породу в один ряд с более известными в то время андалузской, липпицанской и лузитанской, что подтверждается изображением благородных фризов на большом количестве гравюр того времени.

Даже сэр Уильям Кавендиш (1592-1676), один из лучших наездников и мастеров верховой езды своего времени, отметил недюжинные способности фризских лошадей к выездке и высшей школе верховой езды. В то же время благодаря аристократической внешности и высокому, » каретному» аллюру эти лошади приобретали все большую популярность в качестве упряжных, а также широко применялись в рысистых испытаниях на короткие дистанции. Несмотря на огромную популярность в прошлом, фризы, независимо от сохранившегося значения на родине — во Фрисландии, стали постепенно исчезать с международной арены, в 18-19в. уступив свое место более модным и быстрым европейским теплокровкам, разводившимися исключительно в качестве спортивных животных для участия в состязаниях по выездке и конкуру. Примечательно, что в наши дни фризские лошади снова стали непременными участниками соревнований по выездке, драйвингу (скачках на конных упряжках) и конкуру, равно как специализированных выставок.

На родине роль фризов в качестве сельскохозяйственных животных также попала под удар вследствие все возрастающих темпов использования более крупных и сильных представителей тяжелоупряжных пород, в том числе бовеландеров и голландских тяжеловозов ( с начала 20в.), что привело к резкому сокращению численности их поголовья. В борьбе за своих лошадей коннозаводчики попытались сделать фризов крупнее и сильнее, что бы они смогли составить достойную конкуренцию тяжеловозам, но это привело лишь к тому, что они потеряли свое природное изящество и высокое качество породы. Наряду с этим дальнейшее ухудшение стандарта фризской породы произошло в следствии все большего уклона в развитии у них качеств рысаков, в результате чего они также утратили часть природного изящества и универсальности. В попытке хоть как- то исправить положение в 1879 году была основана первая племенная книга породы но, несмотря на это, к 1913 году во Фрисландии осталось всего три фризских жеребца. Временное улучшение ситуации наблюдалось во время Второй мировой войны, когда в целях экономии затрат на топливо в сельской местности возник большой спрос на рабочий скот. Однако, как только война закончилась и темпы использования машинного оборудования для обработки сельскохозяйственных угодий значительно возросли, численность поголовья животных снова сократилась. Положительный сдвиг наметился лишь в 1960-х годах, когда по инициативе убежденных приверженцев фризской породы была начата компания в поддержку породы и возвращению ей былой славы в плане не только количества, но и качества.

В наши дни численность поголовья этих удивительных животных значительно увеличилась, и фризы, как и раньше, пользуются международным успехом, особенно среди жителей Британских островов и Северной Америки. Обладая уникальной внешностью, сейчас они разводятся только в черной как смоль вороной масти (хотя когда -то у них встречались рыжая и темно-гнедая) и по-прежнему обладают горделивой аристократической осанкой.
Тел.: +7 (905) 726-40-90
E-mail: kskavangard2012@mail.ru
Костромская обл. Кадыйский район,
дер. Лужиново